Статья обновлена 26 мая 2022 года.

Что важно знать о киберспортивных дисциплинах: нормативные документы, какие видеоигры считаются спортом в России, есть ли льготы и преимущества для киберспортсменов.

Официальный список дисциплин компьютерного спорта

Спортивная дисциплина – часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов программы спортивных соревнований.

Документы, где официально признаются киберспортивные дисциплины:

👇 Понятная расшифровка документов представлена ниже в виде таблицы.

Вид спорта Номер вида спорта Наименование спортивной дисциплины Номер-код спортивной дисциплины Видеоигра
Компьютерный спорт
1240002411Л
Боевая арена
1240012811Л
Dota 2, League of Legends
Соревновательные головоломки
1240022811Л
Hearthstone
Стратегия в реальном времени
1240032811Л
StarCraft II
Технический симулятор
1240042811Л
World of Tanks
Спортивный симулятор
1240052811Л
FIFA 20
Файтинг
1240062811Л
Tekken 7
Тактический трехмерный бой
1240072811M
CS: GO, Valorant, Rainbow Six: Siege, Warface, Armored Warfare, Overwatch

Определения киберспортивных дисциплин

Источник: правила вида спорта “Компьютерный спорт”. Утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 января 2020 г. № 22, с изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 30 апреля 2020 г. № 335.

Боевая арена – дисциплина компьютерного спорта, в которой две команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида с целью уничтожения главного здания команды соперника. Каждый игрок управляет одним объектом управления из определенного списка доступных героев, отличающихся характеристиками и способностями. В течение матча объекты управления могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение.

Соревновательные головоломки – спортивная дисциплина компьютерного спорта, представляющая собой решение логических задач участниками соревнований, результат которого зависит от скорости логического мышления и сообразительности, предопределяющих выбор той или иной стратегии игры для достижения победы.

Стратегия в реальном времени – спортивная дисциплина компьютерного спорта, в которой противоборствующие стороны участников соревнований на арене в реальном времени позиционируют и маневрируют объектами управления, для защиты районов карты и / или уничтожения активов своих соперников. В ходе игры могут создаваться дополнительные объекты управления и улучшаться свойства уже имеющихся.

Технический симулятор – спортивная дисциплина компьютерного спорта, в которой участники соревнований, имитируя физическое поведение и управление техническими средствами, достигают победы в соответствии с Техническими правилами дисциплины. В результате соревновательной деятельности участник соревнований получает навыки управления реальными техническими средствами (например: танковый симулятор, авиационный симулятор, автомобильный симулятор);

Спортивный симулятор – спортивная дисциплина компьютерного спорта, воссоздающая с помощью видеоигры спортивную игру на арене по правилам вида спорта, признанного в установленном порядке.

Файтинг – дисциплина компьютерного спорта, имитирующая процесс единоборства на арене с помощью видеоигры, в которой участнику соревнований необходимо снизить до нуля параметр энергии (здоровья) объекта управления соперника за отведенное время.

Тактический трехмерный бой – 
👆ждем официального определения дисциплины, которое будет прописано в “правилах вида спорта Компьютерный спорт” и  утверждено Министерством спорта РФ. 

Почему CS:GO не является спортом?

Шутер официально не признан спортивной дисциплиной. Геймеры недовольны, что по менее популярным дисциплинам можно получить спортивный разряд и представлять сборную команду РФ на чемпионате мира. А киберспортсмены, играющие в CS:GO, лишены такой привилегии. Почему?

Сначала разберемся, что это за игра

CS:GO или Counter-Strike: Global Offensive (с англ. — «Контрудар: глобальное наступление») – одна из самых популярных игр в России. Суть соревновательного режима игры: участники распределяются на 2 команды по 5 человек. Одна из них должна заложить взрывное устройство в определенном месте на карте, а другая команда, представляющая спецназ, должна обезвредить/не дать поставить устройство или уничтожить виртуальных соперников до минирования бомбы. Команды меняются ролями после 15 раундов.

Возрастной рейтинг: 18 +

К какому жанру относится: трёхмерный многопользовательский тактический шутер от первого лица.

🔥 СS:GO станет спортом, когда официально признают дисциплиной компьютерного спорта “Трехмерный тактический шутер”.

статистика CS:GO
статистика Steam от 23.12.2021 года

Что такое "Трехмерный тактический шутер"

Тактический трехмерный бой или тактический шутер (многопользовательский) – жанр видеоигр, где имитируется процесс военных операций или противостояний команд, в котором одной команде необходимо заложить бомбу (уничтожить объект), а другой ее обезвредить (защитить объект). Через определенное количество сессий составы меняются ролями. Сражение происходит на карте особо вида и с помощью различных игровых инструментов, которые закупаются игроками перед каждым раундом. Не является спортивной дисциплиной в России.

Примеры ТАКТИЧЕСКОГО шутера: CS:GO, Valorant, Tom Clancy’s Rainbow Six .

🔥 Еще раз: важно понимать, что признать нужно ТРЕХМЕРНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ШУТЕР, а не отдельно CS:GO. Аналогичный пример: чтобы PUBG: BATTLEGROUNDS и Fortnite: Battle Royale стали спортом, должна быть признана дисциплина “Королевская битва”.

Как признают спортивную дисциплину в РФ

Все требования опубликованы на сайте Министерства спорта РФ.

Если коротко, то:

🔥 Получается, что признание “тактического шутера” (CS:GO, Valorant) зависит от подачи нужной документации ФКС России в Министерство спорта РФ.

Что может стать основанием для отказа Министерства спорта РФ:

“Вид соревновательной деятельности должен исключать проявление жестокости по отношению к сопернику, неуважительное отношения к зрителям, любые другие проявления, унижающие честь и достоинство личности, пропаганду насилия и жестокости, социальной, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, любые формы дискриминации при проведении соревнований и подготовке к ним”.

Но “Тактический шутер” не может пропагандировать насилие и жесткость, так как только имитирует военные операции и равное противодействия в виртуальной реальности, где одна команда играет за спецназ (защищающие), а другая за “преступников” (атакующих). Как в Dota 2: есть “добро” (Силы Света) и “зло” (Силы Тьмы). 

Для понимания: если бы в “тактическом шутере” была команда “преступников” и “мирного населения”, то такая бы игра пропагандировала насилие и жестокость. Такие видеоигры есть, но они НЕ относятся к “тактическому шутеру”.

Примеры жестоких игр (18+): Dead by Daylight (жанр: survival horror), все части GTA, Postal.

🔥 У Министерства спорта РФ есть 4 месяца на принятие решения о признании спортивной дисциплины. Если они отказывают ФКС, то отправляют обоснованный письменный отказ. После устранения причин, которые послужили основанием для отказа, можно через год повторно отправить документы для признания дисциплины.

Что дает официальное признание дисциплин компьютерного спорта?

Для киберспортсменов открываются возможности получить спортивный разряд, льготы и официально трудоустроиться в качестве спортсмена. А у организаций появляются гарантии, которые защитят от недобросовестных геймеров. Подробности расписаны ниже.

Для киберспортсменов

I. Официальное трудоустройство в качестве спортсмена

Источник: ТК РФ Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Плюсы:

  • предоставляется ежегодный ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ оплачиваемый отпуск;
  • работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования;
  • невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен не отвечает требованиям, установленным организатором спортивного соревнования, не является основанием для снижения заработной платы спортсмена;
  • в случаях, когда работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях, допускается по согласованию между работодателями временный перевод спортсмена с его письменного согласия к другому работодателю на срок, не превышающий одного года;
  • обязанности работодателя обеспечить проведение тренировочных мероприятий и участие спортсмена в спортивных соревнованиях под руководством тренера (тренеров).

Простым языком: официально трудоустроенный киберспортсмен (в качестве спортсмена) бесплатно получает форму, место для тренировок, ПК, клавиатуру, мышь, наушники и другой инвентарь. У него оплачиваемый отпуск составляет минимум 32 дня в году (28 дней + дополнительные дни, минимум 4). Если киберспортсмен не может участвовать в турнире для совершеннолетних, потому что ему 17 лет, то клуб не может снизить его зарплату. 

II. Получение спортивных разрядов и званий

Массовые разряды (I, II, III) можно получить с 14 лет, КМС с 16 лет, а МС выполняется с 18 лет.

Особенности получения: для присвоения разрядов и званий учитывается успешное участие на официальных мероприятиях. Официальными считаются соревнования, включенные в ЕКП – единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. ЕКП опубликован тут.

Иные условия: в спортивной дисциплине «боевая арена» в составе команды необходимо участвовать не менее, чем в 100% матчей, проведенных командой, в соответствующем спортивном соревновании.

Плюсы спортивных разрядов:

  • конкурентное преимущество при поступлении в университет и колледж. Но нужно учитывать, что в каждом учебном заведении свои правила. Например, в УрФУ добавят 3 балла к сумме конкурсных баллов за разряд КМС или звание МС;
  • получать повышенную стипендию, если обучаетесь на бюджете и хорошо учитесь;
  • моральное удовлетворение.
III. Стать кандидатом в спортивную сборную команду РФ по компьютерному спорту

Ознакомиться с кандидатами на 2022 год можно тут. С каждым киберспортсменом ФКС России заключает договор, в котором определяются условия участия в соревнованиях в составе сборной.

Плюсы:

  • возможность представлять Россию на международных соревнованиях;
  • возможность стать “Заслуженным мастером спорта России”, данное почетное звание дает в будущем шанс стать “Ветераном труда” и получать льготы и пособия.

Для киберспортивных организаций

I. Защита интересов организации от недобросовестных спортсменов, если их официально трудоустроили в качестве спортсменов

Источник: ТК РФ Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Плюсы:

  • обязанности спортсмена соблюдать спортивный режим, установленный работодателем, и выполнять планы подготовки к спортивным соревнованиям;
  • обязанности спортсмена принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию работодателя;
  • обязанности спортсмена соблюдать общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль;
  • обязанности спортсмена предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;
  • могут предусматриваться дополнительные условия: об обязанности спортсмена, тренера использовать в рабочее время спортивную экипировку, предоставленную работодателем, а также предупреждать работодателя о расторжении трудового договора по их инициативе (по собственному желанию) в срок, установленный трудовым договором;
  • о порядке осуществления спортсменом денежной выплаты в пользу работодателя при расторжении трудового договора в случаях, предусмотренных статьей 348.12 ТК РФ, и о размере указанной выплаты.
II. Помощь от государства

Источник: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:

1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;

2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;

3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Танюшечка

Татьяна Банных

автор